среда, 21 мая 2014 г.

Мотивация-стагнация

Добрый вечер, уважаемая аудитория. Сегодня мысли по поводу оценок. Оценок в любом образовательном учреждении. Быстро пробежимся по всем уровням, посмотрим, как у нас дела.

Школа 

Думаю, оценки для ребенка имеют значение только примерно до 6-7 класса. Затем происходит осознание, что эти отметки ты не для себя получаешь, а для своих родителей. Чуть позднее - оценки для того, чтобы сдать хорошо экзамен.

Кстати, про экзамены. Все чаще слышу от детей слова "экзамен", "сессия", "зачетная неделя". И вовсе не потому, что скоро их ожидает выпуск. Многие школы уже перешли на некую систему имитации университета, но явно не понимают, зачем это. Одно из объяснений: "Пускай привыкают сразу, потом легче будет". Потом будет не легче, а скучнее, потому как в школе уже вдоль и поперек изъездили на "сессиях".
Школьник, школьник, ты силач
Одиннадцать или девять лет ребенок проходит учебный путь - для кого-то простой, но для большинства все же тяжкий, учитывая все соблазны современности. Все эти года он верит, что закончит и далее будет свобода. Наверняка 90% из нас думали, что после школы будет легкое студенчество без домашек, и это нас утешало. Но нет. Проблема не в этом, а в том, что уже ближе к выпуску школьник все чаще слышит "оценки в аттестате ничего не значат", а позже уже полностью убеждается в этом на реальных жизненных примерах.

Прошло уже столько лет, и придумали ли что-то по-настоящему прорывное в плане мотивации школьника? Хм, дайте-ка подумать - нет.

Университет

Буду краток - оценки для студентов не более значат. Несомненно, встречаются старательные ребята, которые сумели сохранить еще школьное стремление к лучшей оценке. Остальные же требуют хлеба и зрелищ - чего-то осязаемого, а не космического. Лично я уже в первый же модуль обучения понял, что выгибаться и искать пути получения наилучшей оценки - дело достаточно энергозатратное и мерзкое. 

Понимание, применение знаний на практике - это лучшая оценка для меня. И оценка дается не преподавателями за усвоение набора символов, а уже людьми с твоей работы, студенческих организаций (что по сути модель рабочего места), или твоими близкими людьми. Было бы неплохо, если бы оценивание в университете переделали на этот лад. Применил знания, полученные из лекции, предоставил доказательство - получил наивысшую оценку. 

У нас в вузе наивысшую оценку можно получить за написанную научную работу. Это принимается за применение на практике. Но научные работы пишутся "в стол". Мне кажется, что образование, как небольшой крот - по сути нашел самородок, но поддельный. Выглядит, как золото, но начинка не та. А золото совсем недалеко, просто нужно еще копнуть.

Решения

- Для школьников давно пора создать так называемого guidance councellor - опытного педагога, ответственного за координацию профессионального развития. И не психолога социального, а именно человека, разбирающимся во всех существующих конкурсах, олимпиадах городского, регионального, да и федерального уровня. Ни в коем случае не выбирать за школьника, куда ему идти, а рассказывать о возможностях и подчеркивать, что ему это даст. 

- Исключить в школе "сессии и экзамены". Думаю, контрольных и самостоятельных и так хватает. Каких-то иллюзий по окончанию учебы в виде пары-тройки экзаменов ученикам лучше не питать.

- Для студентов уже написал: оценка по практическому применению, а не качеству запоминания и отображения. Молодец, запомнил. Молодец, смысл теории знаешь. И что? Где твой продукт?

На сегодняшний день хватит. Добрых всем снов.
Или же дня, если зашли утром :)





Комментариев нет:

Отправить комментарий